Автоматизация маркетинга и продаж на основе искусственного интеллекта и RPA

E-COMMERCE И МАРКЕТПЛЕЙСЫ
Юлия Ракова
Эксперт по автоматизации маркетинга с опытом более 6 лет.
Сопредседатель кластера РАЭК/SaaS. Эксперт Google и Сбера, РСПП, преподаватель НИУ ВШЭ. Спикер крупнейших мероприятий России. Автор книг и публикаций в ведущих digital медиа страны, входит в редакционный совет журнала «Интернет-маркетинг».
автор статьи
Преимущества RPA
RPA (Robotic Process Automation) — это автоматизация бизнес-процессов, основанная на применении программных роботов и искусственного интеллекта. Программный робот на основе ИИ не только воспроизводит действия человека, взаимодействуя с интерфейсом системы, но и самообучается, упрощая и совершенствуя процессы, делая их более эффективными и результативными.

По оценкам Tadviser, спрос на RPA-решения растёт опережающими темпами: рост рынка в 2020 году 90%, а в последующие два года рынок вырастет на 84% и 71% соответственно.

Почему технология RPA становится такой востребованной?
7 преимуществ внедрения RPA для бизнеса
Роботы:
позволяют компаниям освободить человеческий ресурс, сокращая операционные расходы и повышая маржинальность бизнеса
/01
помогают сотрудникам сконцентрироваться на решении стратегических задач и экономят их время, снимая с них рутину
/02
не устают выполнять одни и те же операции и скорость выполнения этих операций значительно выше
/03
быстро самообучаются: гораздо быстрее сотрудников
/04
не ошибаются, выполняя стандартизованные процессы
/05
взаимодействуют с элементами пользовательского интерфейса, и для их внедрения обычно не требуется делать интеграции через API с информационными системами
/06
прозрачны и контролируемы: всегда можно посмотреть полный лог их действий, чтобы понять, на что уходит их операционная производительность
/07
RPA на маркетплейсах.
Кейсы применения, задачи и результаты.
Перед многими e-commerce компаниями и маркетплейсами стоят следующие задачи:
повысить продажи и допродажи
увеличить маржинальность продаж
RPA в e-commerce улучшают взаимодействие между производством, логистикой, маркетингом и продажами, позволяя эффективно управлять складскими запасами, формировать динамическое ценообразование с на основе оптимальной маржинальности и коммуницировать с покупателями с учетом специфики их запросов и отзывов в режиме реального времени.

Поэтому применение RPA так востребовано у маркетплейсов, крупных онлайн ритейлеров, FMCG брендов и производителей — среди директоров по маркетингу, руководителей департаментов digital трансформации, ecommerce директоров, а также директоров по продажам и закупкам.

Давайте посмотрим, что делают программные роботы на маркетплейсах.
формировать оптимальное ценообразование
правильно управлять товарными остатками, чтобы снизить затраты на логистику и хранение
Эксперты компании Data Acquisition поделились своим опытом внедрения RPA проектов. Весь проект занимает в зависимости от сложности: от 2 недель до 2 месяцев.
Повышение конверсии из карточек товаров
Решение: Парсинг и обработка данных
ЗАДАЧА #1
Источник данных: Карточки товаров конкурентов
Решение RPA: Робот собирает информацию о характеристиках на карточках товаров конкурентов на различных маркетплейсах. Затем анализирует собственные карточки товаров, определяет недостающую информацию и дополняет их.
Результат: Собственные карточки товаров становятся более конкурентными, соответственно, объем продаж растет.
Внедрение динамического ценообразования
Решение: алгоритмы динамического ценообразования на карточках товаров
ЗАДАЧА #2
Источник данных: Карточки товаров конкурентов
Решение RPA: Робот проверяет через каждые 15 минут цены конкурентов на данном маркетплейсе и других витринах. Затем обновляет и оптимизирует цену на собственных карточках товаров.

При этом алгоритмы динамического ценообразования учитывают требования компании-продавца к маржинальности продажи.

Для этого ИИ учитывает закупочную цену товара, комиссию маркетплейса и другие факторы, влияющие на затраты и маржинальность.
Срок разработки и внедрения проекта – 2 недели
Примером такого проекта может быть робот для автоматизации участия в акциях OZON, который разработали и внедрили специалисты компании Data Acquisition.
У каждого товара есть своя маржинальность, а у каждой акции — свои условия и скидка, которую должен предоставить продавец. Расчеты для каждого из нескольких тысяч товаров при запуске новых акций занимали много времени.

Поэтому интернет-магазин Ozon внедрил автоматизацию процесса принятия решений по участию в промоакциях на каждой из товарных позиций.
Посмотреть, как работает робот вы можете по этой ссылке.
Робот выполняет следующие действия:
Парсинг товарных позиций
/01
Выгрузка данной информации на сервер в таблицу
/02
Вычисления маржинальности участия в акции
/03
/04
Формирование списка товаров, удовлетворяющих условиям по маржинальности
8400
Обрабатывается роботом в день
SKU
до
150
12
на
до
%
ч/мес.
Увеличение средней маржинальности продаж
Экономия временных ресурсов маркетолога
Результаты внедрения робота:
Персонализация
и автоматизация общения с клиентами
Решение: алгоритм персонализированного общения на основе аналитики.
ЗАДАЧА #3
Источник данных: Отзывы клиентов в карточке товара
Решение RPA: ИИ собирает информацию об отзывах, обрабатывает данные и автоматизирует предоставление своевременных роботизированных ответов.

Это персонализированные ответы, которые учитывают имя написавшего, рейтинг отзыва на платформе, тональность и эмоциональное содержание отзыва. Исходя из этого, автоматизировано и моментально формируется более релевантный и эффективный ответ на отзыв.
Примером такого проекта может быть робот для автоматизации участия в акциях OZON, который разработали и внедрили специалисты компании Data Acquisition.
Робот выполняет следующие действия:
Открывает браузер Chrome
/01
Переходит на страницу OZON Seller
/02
Авторизуется в системе и переходит на страницу «Новые отзывы»
/03
/04
Рассылает ответы на отзывы. Ответы выбираются специальным образом из предоставленного файла для групп 1-3 звезды, 4 звезды и 5 звезд
Результаты внедрения робота:
Срок разработки и внедрения проекта — 2 недели.

Но есть и более комплексные глубокие задачи, связанные с предиктивной аналитикой.
Результат: RPA повышает уровень клиентской удовлетворенности и снижает количество негативных отзывов. Также влияет на поисковое ранжирование карточки товара (поднимает вверх), так как маркетплейсы повышают поисковую выдачу в зависимости от скорости ответа на отзывы и процента отвеченных отзывов.
/05
Приветствие пишется с учетом имени клиента, если таковое найдено в списке имен. В противном случае используется приветствие «Уважаемый клиент»
/06
Закрывает браузер Chrome
500
Отзывов в день обрабатывает робот
+
80
65
на
до
%
ч/мес.
Увеличение скорости ответа на отзыв
Экономия временных ресурсов маркетолога
Комплексная задача
ЗАДАЧА #4
Таким образом, RPA помогает сделать максимально эффективную наценку и закупить оптимальное количество товаров для складского хранения, снижая затраты на хранение и логистику.
Задачи ИИ:
Просчитать маржинальность товаров
/01
Сделать анализ цен конкурентов
/02
Учесть колебания сезонного спроса и количество предложений подобного товара в зависимости от сезонности
/03
Другими словами, надо максимизировать прибыль за счет динамического автоматизированного ценообразования и оптимального количества товаров на складе (снизить затраты на хранение и логистику).
Комплексная задача
/01
Внедрить динамическое ценообразование
/02
Оптимизировать товарные остатки для будущих продаж
/03
Решение RPA: парсинг, обработка данных и формирование прогноза.
Что делает робот:
анализирует конкурентов в разрезе: товары, количество продавцов, рейтинги, количество товаров, количество отзывов, разница с ценой ближайшего конкурента
оценивает сезонные факторы (наличие или отсутствие спроса, колебание продаж) для определенных периодов времени
делает прогноз конкурентоспособных цен и оптимальных товарных остатков
с наступлением прогнозного периода времени внедряет динамическое ценообразование и отправляет требования к количеству товаров на складе
А что насчет стоимости RPA проектов?
Все начинается с данных. Эксперты Data Acquisition помогают собрать и разметить датасеты для решения задач заказчика. Это могут быть разметка видео или фото данных, сбор информации со специализированных сенсоров, датчиков и разработка считывающей электроники, парсинг данных в открытых источниках, а также обработка любых имеющихся у вас данных.

На основе данных можно решить полный спектр задач, где алгоритмы могут дать фору человеку, например: семантическая классификация, создание торговых роботов, распознавание и синтез естественного языка, создание предиктивных моделей, машинное зрение и многое другое. Сегодня для решения этих и подобных задач накоплено огромное количество готовых алгоритмов и библиотек, что делает их решение доступным даже для среднего и малого бизнеса.

Иногда просто посчитать недостаточно, нужно ещё сконструировать и показать. И здесь под задачи Заказчика потребуется визуализировать данные и создать интерактивные дашборды — все это также делают специалисты Data Acquisition.

Кстати, дэшборды очень удобны для оценки результатов работы внедренных роботов в режиме реального времени. А результаты, как видим, очень впечатляющие: технология RPA повышает выручку, снижает затраты и экономит время сотрудников.

При этом внедрение RPA проекта происходит быстро: в среднем, от двух недель до двух месяцев, что делает эту технологию максимально востребованной для директоров по маркетингу и продажам, а также тех сотрудников, которые отвечают за управление логистикой и складскими запасами.
Ключевые этапы проекта:
Составление технического задания на роботизацию процессов
/01
Создание роботов (используется ПО Python на основе Selenium или других драйверов)
/02
Интеграция с учетной системой заказчика и с маркетплейсом
/03
Ряд платформ и интеграторов предлагают платить ежемесячно по принципу абонентской подписки (например, Electroneek). Однако зачастую бизнесы выбирают модель «все-под-ключ»: это и есть подход к ценообразованию компании Data Acquisition, которая создает и запускает роботов, а затем передает их заказчикам. В этом случае оплата происходит единоразово.
Внедрение проекта автоматизации маркетинга и продаж.
Эксперты компании Data Acquisition поделились своим опытом внедрения RPA проектов. Весь проект занимает в зависимости от сложности: от 2 недель до 2 месяцев.
Запуск робота и его тестирование
/04
После запуска робота рекомендуется поддержка автоматизации с актуализацией робота в связи с регулярными обновлениями и изменениями структуры маркетплейсов. Это важно, так как актуализация автоматизации позволит вам системно опережать конкурентов и идти в ногу с развитием маркетплейсов.
Отдельно нужно сказать о роли Big Data в процессе внедрения
Поделиться в социальных сетях
И мы перезвоним для консультации
шаг 1/2
Оставьте ваши контакты